ООО "Селяночка" - это динамично развивающаяся компания, которая занимается производством и продажей сельскохозяйственной продукции.

 
Разделы
5-06-2012, 12:14 | автор: Administrator | Просмотров: 1510

Сила кооперации

Сила кооперацииНезависимая розница в России не ждет ничего хорошего от экспансии федеральных и транснациональных сетей в регионы. Возникло понимание, что финансовым ресурс сам и закупочной силе глобальных игроков одинокой локальной компании противопоставить нечего. Представители независимых сетей обратились к опыту немецкого кооператива EDEKA, который является лидером рынка Германии, объединяя в одну устойчивую структуру порядка 7700 магазинов 4500 собственников.

Россия удивительная страна с точки зрения розничной торговли, поскольку она очень большая, но при этом только недавно попала в рыночные отношения. Из-за этого иногда кажется, что рынок в нашей стране хаотичный и развивается бессистемно, однако на самом деле он подчиняется общим законам. Не надо придумывать машину времени, чтобы увидеть, что будет дальше, достаточно посмотреть на то, что происходит в европейских странах, которые ушли вперед.

Совершенно очевидно, что сети в регионах не могут расти до бесконечности. Сильные мощные игроки федеральные сети, транснациональные компании выходят на рынок. Для региональной розницы существует три варианта развития событий. Первый продать бизнес, стать объектом поглощения. Второй провести IPO, как «Магнит» и Х5, получить деньги на бирже и за счет этого стать большим и развиваться. Третий вариант это кооперация, то есть объединиться по каким-либо принципам с другими сетями, при этом собственность останется у владельца, как и ответственность за оперативный бизнес.

Пытаясь понять, как нужно объединяться, мы начали изучать опыт Европы. Нас заинтересовал тот факт, что в Германии, на самом высококонкурентном рынке Европы, среди компаний продуктовой розницы лидер это кооператив EDEKA, а номер два кооператив REWE. При этом EDEKA работает только в Германии, a REWE по всей Европе. Очевидно, что принцип кооперации силен.

Сила кооперацииМы поехали в Германию, смотрели, как там работают магазины, изучали, общались с людьми. Потом пригласили специалиста из EDEKA, который нам рассказывал о принципе кооперации. В результате мы адаптировали этот принцип к нашей действительности и считаем, что кооперация максимально подходит для тех, кто хочет сохранить свой бизнес, независимость, стать такими же сильными, как федеральные сети и транснациональные компании, и, возможно, даже еще сильнее. С помощью кооперации можно получить все преимущества больших компаний, но за счет того, что мы остаемся владельцами своих сетей, мы ближе к магазинам и эффективнее контролируем их работу. Кроме того, наши магазины в большинстве случаев находятся в лучших местах, потому что мы их давно открыли, когда не было высокой конкуренции.

 

Основные принципы кооперативного движения

1. Юридический контроль собственной недвижимости и прочих активов.

2. Свобода выбора по входу и выходу из организации. Гарантия права отдельного собственника выходить из организации со своей частью активов или продать их (как внутри объединения, так и внешнему покупателю).

3. Гарантированная дивидендная политика.

4. Возможность передачи прав по наследству.

5. Гарантия защиты от поглощения другими членами объединения без обоюдного согласия.

 

Сила кооперацииРассмотрим, как устроена компания EDEKA, история которой началась еще в 1907 году. Сейчас в нее входят 9 кооперативов с одинаковыми уставами, которые работают по всей Германии, это 4500 собственников с 7700 магазинами. За заключение договоров с поставщиками, сделки по поглощению и другие стратегические вопросы отвечает центральный офис EDEKA. Всю страну контролируют семь логистических центров, у которых есть 32 склада с полным ассортиментом. Основную долю товара в своем ассортименте (7585%) пайщики получают с этих складов. Кроме того, в структуре компании есть банк, 91,1% прибыли которого возвращается кооперативам. Получилась устойчивая конструкция, где федеральный и региональный уровни всегда могут подстраховать нижний уровень собственно владельцев магазинов.

С определенного момента центральный офис EDEKA решил покупать акции конкурентов на бирже. Где выкупалось 25%, где-то 85%, где-то 100% компании. Сейчас 70% магазинов EDEKA это магазины частных собственников кооператоров, а 30% магазины, которые принадлежит центральному управлению. В структуре компании заметны купленные сети дискаунтеров Nette порядка 4000 магазинов на данный момент, Plus 2400 магазинов. EDEKA купила долю в сети Nette и постепенно ее наращивала, на данный момент у нее 85% акций. Федеральные игроки не могли приобрести настолько большую сеть, как Nette, а совместными усилиями пайщиков это удалось сделать. С помощью таких сделок EDEKA усиливает контроль рынка, оказывает давление на конкурентов Aldi и Lidl, а также увеличивает закупочную силу. EDEKA управляет дискаунтерами как акционерным обществом через наемный менеджмент. У дискаунтеров есть собственная логистическая структура. И магазины «у дома» пайщиков, и дискаунтеры могут оказываться в непосредственной близости друг от друга, поэтому они должны находить возможности эффективно работать.

Сила кооперацииИнтересно, что в начале 1950х годов в EDEKA было 240 кооперативов. Затем они постепенно объединялись между собой, и у них стали расти суммарные обороты. То есть поначалу люди объединились, как могли, а потом стали стараться работать эффективнее, создавая более управляемую структуру. Ситуация в Германии после войны напоминает положение дел в России, где есть много мелких объединений, которые могли бы составить большой кооператив. Именно поэтому мы считаем, что с объединением надо спешить, поскольку тогда компания получится в несколько раз больше самой крупной розничной компании на нашем рынке. Если не торопиться, то федеральная доля будет расти, а доля независимой розницы неизменно уменьшаться.

Некоторые считают, что русские люди не умеют договариваться так, как немцы, поэтому кооперативное движение у нас не будет таким успешным. Я с этим не согласен. Что нас, русских, объединяет? Нас всегда объединяет либо общая проблема, либо общая радость. Мы умеем сплотиться перед лицом очевидной угрозы. Просто пока в российской независимой рознице далеко не все осознали, что кооперация необходима, иначе везде будут только федеральные и транснациональные сети.

Возьмем для примера Венгрию. Когда были открыты границы социалистического блока, транснациональные компании смели всю местную розницу. Но Венгрия за десять лет смогла создать кооператив независимых магазинов, который уже занимает второе место в стране. Принцип кооперации позволяет легко брать тех, кто поддерживает это движение, и выгонять всех тех, кто не поддерживает его, что невозможно в других типах юридических структур акционерных обществах и обществах с ограниченной ответственностью. Сейчас сети в России консолидируются вокруг Федерального закупочного союза «Система «ТЗС» и Союза независимых сетей. 


Сила кооперации » Селяночка - портал для фермеров, сельское хозяйство, животноводство, птицеводство, пчеловодство, земледелие, рыбоводство, грибоводство, форум фермеров