ООО "Селяночка" - это динамично развивающаяся компания, которая занимается производством и продажей сельскохозяйственной продукции.

 
Разделы
30-03-2012, 14:22 | автор: Administrator | Просмотров: 17623

ПОДДЕРЖКА НАЧИНАЮЩИХ ФЕРМЕРОВ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН НА ПЕРИОД 2012-2014 ГОДЫ

Утверждена

приказом Министерства

сельского хозяйства

Республики Башкортостан

от «13» декабря 2011 года №335

Отраслевая целевая программа

Поддержка начинающих фермеров

РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

НА период 2012-2014 годы

Уфа 2011

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ  ПРОГРАММЫ

  Раздел 1.

  Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа

  Раздел 2.

  Основные цели и задачи Программы

  Раздел 3.

  Ожидаемые результаты и целевые индикаторы Программы

  Раздел 4.

  Перечень и описание программных мероприятий

  Раздел 5.

  Социально- экономическая эффективность программы

  Раздел 6.

  Обоснование ресурсного обеспечения Программы

  Раздел 7.

  Описание системы управления реализацией Программы

  Раздел 8.

  Оценка рисков реализации Программы

  Раздел 9.

  Сроки реализации Программы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Паспорт Программы 
 

Наименование Программы

Отраслевая целевая программа «Поддержка начинающих фермеров Республики Башкортостан на период 2012-2014 годы» (далее Программа)

Основания для разработки Программы

Федеральный закон от 08.12.1995 г. № 193-ФЗ

«О сельскохозяйственной кооперации»

федеральный закон от 11.06.2003 № 74-ФЗ

«О крестьянском (фермерском) хозяйстве»;

федеральный  закон  от 29.12.2006 № 264-ФЗ

«О развитии сельского хозяйства»;

постановление Правительства Российской Федерации от 14.07.2007 № 446 «О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2013 годы»;

постановление Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 г. №1042 «Об утверждении правил распределения и предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку экономически значимых региональных программ развития сельскохозяйственных субъектов в РФ»;

постановление Правительства Республики Башкортостан от 30 ноября 2007 года №348;

«О республиканской программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы»

Государственный заказчик Программы

Министерство сельского хозяйства Республики Башкортостан

Разработчик Программы

Министерство сельского хозяйства Республики Башкортостан

 

Цель Программы

Создание экономических и финансовых условий для развития крестьянских (фермерских) хозяйств Республики Башкортостан

Задачи Программы

Обеспечить организационно-экономические условия для создания, расширения и модернизации производственной базы фермерских хозяйств;

создать дополнительные меры государственной поддержки начинающих фермеров;

обеспечить доступность финансовых ресурсов для начинающих фермерских хозяйств;

стимулирование перехода граждан, занимающихся ведением личного подсобного хозяйства, в крестьянские (фермерские) хозяйства

Важнейшие целевые индикаторы и показатели Программы

Ежегодный прирост числа крестьянских (фермерских) хозяйств;

ежегодный прирост объема производства в целом и по видам продукции;

количество крестьянских (фермерских) хозяйств, получивших гранты на расширение производственной базы;

объем привлеченных кредитов/займов начинающих крестьянских (фермерских) хозяйств;

количество крестьянских (фермерских) хозяйств, получивших гранты на бытовое обустройство;

количество поддержанных проектов развития начинающих фермеров

Срок реализации Программы

 

2012-2014 годы.

Объёмы и источники финансирования Программы

Общий объем финансовых средств, необходимый для реализации программных мероприятий, составляет  328,5 млн. рублей, в том числе:

в 2012 году – 84,1 млн. рублей;

в 2013 году – 117,7 млн. рублей;

в 2014 году – 126,7 млн. рублей

 

За счет средств Федерального бюджета выделяются   172,4 млн. рублей, в том числе:

в 2012 году – 44,0 млн. рублей;

в 2013 году – 61,7 млн. рублей;

в 2014 году – 66,6 млн. рублей

За счет средств бюджета Республики Башкортостан  выделяются 126,2 млн. рублей, в том числе:

в 2012 году – 32,4 млн. рублей;

в 2013 году – 45,3 млн. рублей;

в 2014 году – 48,5 млн. рублей

 

За счёт собственных средств участников Программы выделяются 29,9 млн. рублей, в том числе:

в 2012 году – 7,7 млн. рублей;

в 2013 году – 10,7 млн. рублей;

в 2014 году – 11,5 млн. рублей

 

Объемы финансирования Программы подлежат ежегодной корректировке с учетом возможностей бюджетов всех уровней

Основные исполнители мероприятий Программы

Министерство сельского хозяйства

Республики Башкортостан;

администрации муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан

Система управления Программой

Министерство сельского хозяйства Республики Башкортостан осуществляет контроль за выполнением Программы и отчитывается о ходе её реализации перед Правительством Республики Башкортостан

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы

Объем привлеченных начинающими фермерами субсидированных кредитов и займов за 2012-2014 годы составит не менее 200 млн. рублей;

172 начинающих фермера смогут с участием государственной поддержки осуществить проекты развития своих крестьянских (фермерских) хозяйств

 

Раздел 1. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа

За годы реформ в агропромышленном комплексе Республики Башкортостан сформировалась многоукладная экономика, трансформировались земельные отношения, активизировалось развитие малых форм хозяйствования. В начале 90-х годов преобразования были направлены на повышение роли и значения крестьянских (фермерских) хозяйств в продовольственном обеспечении населения страны. В связи с несовершенством действующего законодательства, недостаточной государственной поддержкой, слабой социальной защищенностью деятельность фермерских хозяйств не принесла желаемых результатов. Однако, несмотря на сложное экономическое положение аграрного сектора в указанный период, фермерство Республики Башкортостан состоялось, отстояло свое право на существование и нашло свою нишу в многоукладной экономике агропромышленного комплекса.

В современных условиях крестьянские (фермерские) хозяйства Республики Башкортостан играют немаловажную роль в обеспечении занятости и поддержания доходов сельского населения, налаживании устойчивого развития сельских территорий, способствуют сохранению сельского образа жизни, народных традиций. Государственная поддержка малых форм хозяйствования на селе позволила расширить возможности доступа фермеров Республики Башкортостан к субсидируемым кредитам в рамках реализации Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы.

В тоже время новые созданные крестьянские (фермерские) хозяйства сталкиваются с целым рядом серьезных проблем, в том числе связанных с недостатком первоначального капитала. В последние годы создание нового крестьянского (фермерского) хозяйства связано с необходимостью бытового обустройства на новом месте, что требует дополнительных денежных средств. Без решения данной экономической проблемы начинающие хозяйства не смогут быть конкурентоспособными и в большинстве своем вынуждены будут прекратить хозяйственную деятельность.

Отраслевая целевая программа «Поддержка начинающих фермеров Республики Башкортостан на период 2012-2014 годы» призвана:

помочь начинающим фермерам в создании крестьянского (фермерского) хозяйства и их закреплении в аграрном секторе экономики;

стать инструментом для реализации устойчивого развития крестьянских (фермерских) хозяйств Республики Башкортостан.

Анализ состояния крестьянских (фермерских) хозяйств Республики Башкортостан

 

В Республике Башкортостан зарегистрировано 4829 крестьянских (фермерских) хозяйств  и индивидуальных предпринимателей ведущих сельскохозяйственную деятельность. Из них, 3678 крестьянских (фермерских) хозяйств – вносят ощутимый вклад в производство продукции растениеводства и животноводства.

Количество крестьянских (фермерских) хозяйств Республики Башкортостан

 

Количество крестьянских (фермерских) хозяйств начиная с 2009 года уменьшается. Кроме того, наметилась тенденция сокращения вновь образованных крестьянских (фермерских) хозяйств. Более половины крестьянских (фермерских) хозяйств, зарегистрированных в рамках реализации постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2008 г. № 1089 «О дополнительных мероприятиях, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации», в настоящее время являются неэффективными.

 

В 2011 году крестьянские (фермерские) хозяйства Республики Башкортостан собрали урожай зерновых культур – 444,3 тыс. тонн (15,4% от общего объема), сахарной свеклы – 29,6 тыс. тонн (9,8% от общего объема), картофеля – 34,1 тыс. тонн (2,8% от общего объема), овощей – 9,6 тыс. тонн (3,3% от общего объема), молока – 63,6 тыс. тонн (4,7% от общего объема).

Доля производства продукции сельскохозяйственных производителей в среднем за 2009-2011 годы

 

Производство продукции

Доля в производстве продукции, %

СХП

К(Ф)Х

ЛПХ

  Зерновые

86,3

13,7

-

  Сахарная свекла

87,9

9,9

2,2

  Подсолнечник

79,2

20,7

-

  Картофель

3,5

1,2

95,3

  Овощи

26,8

3,3

69,9

  Скот и птица

27,0

4,3

68,7

  Молоко

29,1

5,0

65,9

  Яйца

67,3

1,2

31,5

  Шерсть

1,6

4,0

94,4

  Мёд

9,1

0,4

90,5

 

Как видно из данных таблицы 3, доля производства сельскохозяйственной продукции крестьянскими (фермерскими) хозяйствами остается низкой. В особенности, очень низкой остается доля производства животноводческой продукции. Сложившаяся производственная структура крестьянских (фермерских) хозяйств Республики Башкортостан недостаточно эффективна, поскольку большинство хозяйств, практически не занимаются производством продукции животноводства, основную прибыль, получая от реализации зерна, сахарной свеклы и подсолнечника.

Проведенное обследование новых образованных крестьянских (фермерских) хозяйств позволяет говорить, что увеличение производства сельскохозяйственной продукции возможно при условии интенсификации. Доходность крестьянских (фермерских) хозяйств Республики Башкортостан зависит от многих факторов, которые условно можно свести к двум основным группам – производственным и рыночным. К рыночным факторам относятся конъюнктура рынка и перспективы ее динамики, конкуренция, развитие спроса и предложения, уровень цен и так далее. К первой группе факторов относятся, прежде всего, обеспеченность производственными ресурсами и эффективность их использования.

 

Характеристика проблемы

Формирование и развитие крестьянских (фермерских) хозяйств – это сложная многоплановая проблема. В настоящее время производственный и социальный потенциал для организации крестьянских (фермерских) хозяйств используется недостаточно эффективно. Низкой остается конкурентоспособность производства. Не налажена эффективная система реализации продукции, материально-технического и производственного обслуживания, велики затраты ручного труда.

Формирование системы благоприятных организационно – экономических условий является важным направлением эффективного развития крестьянских (фермерских) хозяйств. Оценка приоритетности тех или иных организационно – производственных условий проведена методом ранжирования отношений (ответов) фермеров Республики Башкортостан к мероприятиям, обеспечивающим благоприятные условия для развития их хозяйств. Наибольшими трудностями, сдерживающими эффективное развитие крестьянских (фермерских) хозяйств, являются:

недостаток денежных средств;

диспаритет цен на сельскохозяйственную и промышленную продукцию;

ограниченный доступ к кредитным ресурсам вследствие отсутствия залогового обеспечения;

недостаток земли и трудности в ее получении;

несовершенство налоговой системы;

высокая трудоемкость производства и физическая тяжесть труда;

недостаточное обеспечение средствами механизации;

отсутствие высокопродуктивных пород скота, недостаток кормов, удобрений и других материально-технических ресурсов;

трудности при реализации сельскохозяйственной продукции вследствие неотработанности системы сбыта;

Вышеназванные проблемы непосредственно влияют на тенденцию сокращения объемов производства сельскохозяйственной продукции крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, их решение невозможно без участия государства. Объективная необходимость участия государства в развитии крестьянских (фермерских) хозяйств также обусловлена:

высоким уровнем оттока сельского населения и, прежде всего, молодежи в город;

неуклонным приближением среднего возраста населения к пенсионному возрасту;

отсутствием у молодежи мотивации для работы на селе.

Поддержка начинающих фермеров во многом будет способствовать вовлечению в оборот неиспользованных сельхозугодий республики, частичному снижению уровня безработицы, улучшению демографического положения на селе и повышению качества жизни сельского населения, в итоге – снятию социального напряжения в обществе.

На решение указанных проблем и направлена настоящая Программа, то есть на решение не только экономических, но и социальных задач.

 

Раздел 2. Основные цели и задачи Программы

Целью Программы является создание экономических и финансовых условий развития новых созданных крестьянских (фермерских) хозяйств.

Для достижения намеченной цели необходимо решение следующей задач:

обеспечить организационно – экономические условия для создания, расширения и модернизации производственной базы крестьянских (фермерских) хозяйств;

создать дополнительные меры государственной поддержки начинающих фермеров;

обеспечить доступность финансовых ресурсов для начинающих фермерских хозяйств;

стимулирование перехода граждан, занимающихся ведением личного подсобного хозяйства, в крестьянские (фермерские) хозяйства.

 

Раздел 3. Ожидаемые результаты и целевые индикаторы Программы

Реализация Программы предусматривает более полное и сбалансированное использование имеющихся в Республике Башкортостан материально-технических, финансовых и трудовых ресурсов, реализация функций муниципальных районов и администрации сельских поселений. Основные целевые индикаторы и показатели Программы приведены в таблице 4.

Основные целевые индикаторы и показатели Программы

п/п

Показатель

Годы

2012

2013

2014

1.

Количество крестьянских (фермерских) хозяйств, осуществивших проекты развития с помощью государственной поддержки

44

62

66

2.

Количество созданных рабочих мест

132

186

198

Ожидаемые конечные результаты реализации программы и показатели социально-экономической эффективности:

объем привлеченных фермерами субсидированных кредитов и займов за 2012-2014 годы составит не менее 200 млн. рублей;

172 начинающих фермера смогут с участием государственной поддержки осуществить проекты развития своих крестьянских (фермерских) хозяйств.

 

Раздел 4. Перечень и описание программных мероприятий

Программным мероприятием, направленным на обеспечение устойчивого функционирования новых крестьянских (фермерских) хозяйств Республики Башкортостан, является предоставление грантов на создание крестьянского (фермерского) хозяйства и единовременной помощи на бытовое обустройство.

Грант на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства – это денежные средства, перечисляемые на счет крестьянского (фермерского) хозяйства, открытый в кредитной организации для софинансирования его затрат на цели создания производственной базы крестьянского (фермерского) хозяйства в сельской местности на территории Республики Башкортостан.

Единовременная помощь на бытовое обустройство – денежные средства, перечисляемые на счет крестьянского (фермерского) хозяйства, открытый в кредитной организации, для софинансирования затрат начинающего фермера по его обустройству в сельской местности на территории Республики Башкортостан.

Право на получение гранта и единовременной помощи на бытовое обустройство имеет начинающий фермер – это участник целевой программы «Поддержки начинающих фермеров Республики Башкортостан на период 2012-2014 годы», определенный конкурсной комиссией по итогам конкурса среди заявителей.

Конкурсная комиссия рассматривает заявки и документы заявителей, проводит очное собеседование с заявителями, включает в состав участников Программы, определяет сумму гранта на создание крестьянского (фермерского) хозяйства и (или) единовременной помощи для каждого начинающего фермера.

Конкурсная комиссия определяет общее количество начинающих фермеров исходя из лимитов средств Программы.

При принятии решения о включении заявителей в состав участников Программы, конкурсная комиссия, наряду с информацией, указанной в документах заявителя, положительно учитывает:

проживание заявителя и степень его бытового обустройства по месту нахождения крестьянского (фермерского) хозяйства;

отдаленность крестьянского (фермерского) хозяйства от крупных населенных пунктов;

наличие собственных каналов сбыта производимой сельскохозяйственной продукции;

членство в сельскохозяйственных потребительских кооперативах;

меньший размер запрашиваемого гранта на создание крестьянского (фермерского) хозяйства;

предоставление рабочих мест для местных жителей;

социальную и бюджетную ответственность;

наличие производственных фондов и их хорошее состояние;

наличие племенных сельскохозяйственных животных;

наличие земель сельскохозяйственного назначения;

положительные деловую репутацию и кредитную историю;

итоговые аттестационные оценки выпускника, указанные в приложении к документу об образовании;

рекомендации и ходатайства от Администрации муниципального района, физических лиц, общественных организаций, поручителей;

общественную активность и ответственность заявителя;

результаты очного собеседования.

Конкурсная комиссия может принять решение о предоставлении начинающему фермеру как одновременно и гранта на создание крестьянского (фермерского) хозяйства и единовременной помощи, так и предоставления только одного из них.

Заявителем может быть гражданин Российской Федерации в возрасте от 19 до 60 лет, подающий заявку в конкурсную комиссию, для признания его начинающим фермером. Сроки предоставления заявки публикуются в Республиканской общественно-политической газете «Республика Башкортостан» и размещаются на официальном сайте Министерства сельского хозяйства Республики Башкортостан.

Заявитель, независимо от места его регистрации, имеет право обратиться в конкурсную комиссию, если обеспечивается соответствие следующим условиям:

заявитель постоянно проживает или переезжает на постоянное место жительство в муниципальном районе по месту нахождения и регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства;

заявитель зарегистрирован индивидуальным предпринимателем – главой крестьянского (фермерского) хозяйства не ранее 12 месяцев до дня подачи заявки в конкурсную комиссию по отбору начинающих фермеров, для участия в программных мероприятиях по предоставлению грантов и единовременной помощи начинающим фермерам;

заявитель до подачи заявки не получал государственную поддержку в рамках мероприятий по развитию малого и среднего предпринимательства;

заявитель имеет среднее специальное или высшее сельскохозяйственное образование, или окончивший курсы дополнительного профессионального образования по сельскохозяйственной специальности, или имеющий трудовой стаж в сельском хозяйстве не менее трех лет, или входил в состав членов личного подсобного хозяйства в течение не менее трех лет;

крестьянское (фермерское) хозяйство заявителя соответствует определению микропредприятия, изложенному в Федеральном законе «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24 июля2007 г. № 209-ФЗ;

заявитель имеет бизнес-план по созданию, расширению, модернизации производственной базы своего крестьянского (фермерского) хозяйства и увеличению объема реализуемой сельскохозяйственной продукции;

заявитель подготовил предложения по формированию производственной базы крестьянского (фермерского) хозяйства, созданию в крестьянском (фермерском) хозяйстве не менее трех и не более пятнадцати рабочих мест и заключил предварительные договоры (соглашения) по реализации сельскохозяйственной продукции на сумму не менее 30 тысяч рублей;

заявитель имеет рекомендательные письма (не менее двух) от Администрации муниципального района, физических лиц, общественных организаций, поручителей.

заявитель имеет собственные средства на реализацию проекта по созданию крестьянского (фермерского) хозяйства (денежные средства или имущество) в размере не менее 10% от запрашиваемой суммы грантов и единовременной помощи и не менее 100 тысяч рублей, план расходов, предлагаемых к софинансированию за счет гранта на создание крестьянского (фермерского) хозяйства и единовременной помощи на бытовое обустройство;

заявитель представляет обязательство по осуществлению деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства в течение не менее пяти лет после получения гранта на создание крестьянского (фермерского) хозяйства.

Одновременно с заявкой заявитель представляет документы (подлинники или их копии, заверенные в установленном законодательством Российской Федерации порядке), подтверждающие соответствие заявителя вышеуказанным условиям.

Начинающий фермер, получающий грант на создание крестьянского (фермерского) хозяйства, не может получать грантовую поддержку по программам развития малого и среднего предпринимательства.

Сумма гранта на создание крестьянского (фермерского) хозяйства, предоставляемая начинающему фермеру, определяется конкурсной комиссией с учетом наличия собственных средств начинающего фермера. Максимальный размер гранта на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства, в расчете на одного начинающего фермера устанавливается в размере, не превышающем 1,5 млн. рублей.

Сумма гранта должна строго соответствовать плану расходов начинающего фермера. Изменение плана расходов, в том числе в пределах предоставленного гранта, начинающим фермером подлежит согласованию с конкурсной комиссией.

Грант на создание крестьянского (фермерского) хозяйства должен быть израсходован на цели, указанные в плане расходов, в течение 12 месяцев со дня поступления на счет начинающего фермера.

В план расходов включаются расходы, направленные на создание крестьянского (фермерского) хозяйства на территории Республики Башкортостан и соответствующие следующим целям:

покупку земли сельскохозяйственного назначения;

разработку проектно-сметной документации для строительства (реконструкции) производственных и складских зданий, помещений;

покупку, строительство, ремонт и переустройство производственных и складских зданий, помещений, пристроек, инженерных сетей, заграждений, сооружений;

регистрацию производственных объектов;

строительство дорог и подъездов к производственным и складским объектам;

подключения к инженерным сетям – электрическим, водо-, газо- и теплопроводным сетям, дорожной инфраструктуре;

покупку сельскохозяйственных животных;

покупку сельскохозяйственной техники и инвентаря, грузового автотранспорта, оборудования для производства и переработки сельскохозяйственной продукции;

покупку семян и посадочного материала для закладки многолетних насаждений;

приобретение удобрений и ядохимикатов.

Все активы, приобретенные за счет гранта должны быть зарегистрированы на начинающего фермера и использоваться его крестьянским (фермерским) хозяйством на территории Республики Башкортостан. Семена и посадочный материал, приобретенные за счет средств гранта, используются только в крестьянском (фермерском) хозяйстве начинающего фермера.

В случае нецелевого использования гранта на создание крестьянского (фермерского) хозяйства, часть гранта, использованная нецелевым образом, подлежит возврату в соответствующие бюджеты в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Имущество, приобретенное начинающим фермером за счет гранта, не подлежит отчуждению в течение 10 лет со дня получения гранта. Данное условие является существенным для участников мероприятий по предоставлению грантов начинающим фермерам и подлежит отражению в документах, заключаемых между распорядителями бюджетных средств и бюджетополучателями.

Единовременная помощь на бытовое обустройство предоставляется  на следующие цели:

приобретение, строительство и ремонт собственного единственного жилья, в том числе погашения основной суммы и процентов по банковским кредитам (ипотеке), привлеченным для его приобретения;

покупка грузопассажирского автомобиля до 8 пассажирских мест;

приобретение и доставка не более одной единицы одного наименования предметов домашней мебели, бытовой техники, компьютеров, средств связи, электрических и газовых плит, инженерного оборудования;

приобретение установок для фильтрации воды, бытовых водо-, тепло- и газоустановок, септиков, устройств для водоподачи и водоотведения;

подключение дома к газовым и электрическим сетям, сетям связи и Интернету, водопроводу и канализации.

Сумма единовременной помощи на бытовое обустройство, предоставляемая начинающему фермеру, определяется конкурсной комиссией с учетом местных социально-бытовых условий, собственных средств начинающего фермера и бизнес-плана. Максимальный размер единовременной помощи на бытовое обустройство начинающих фермеров устанавливается в размере, не превышающем 250 тысяч рублей.

Начинающий фермер может получить единовременную помощь на бытовое обустройство только один раз. Начинающий фермер ежеквартально представляет отчет о целевом расходовании средств гранта по созданию крестьянского (фермерского) хозяйства и единовременной помощи на бытовой обустройство.

 

Раздел 5. Социально-экономическая эффективность Программы

Государственный заказчик Программы – Министерство сельского хозяйства Республики Башкортостан осуществляет правовое обеспечение реализации Программы, которое предполагает разработку необходимых нормативных правовых актов для реализации программных мероприятий. Реализа


ПОДДЕРЖКА НАЧИНАЮЩИХ ФЕРМЕРОВ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН НА ПЕРИОД 2012-2014 ГОДЫ » Селяночка - портал для фермеров, сельское хозяйство, животноводство, птицеводство, пчеловодство, земледелие, рыбоводство, грибоводство, форум фермеров