ООО "Селяночка" - это динамично развивающаяся компания, которая занимается производством и продажей сельскохозяйственной продукции.

 
Разделы
2-04-2012, 08:22 | автор: Administrator | Просмотров: 6358

РАЗВИТИЕ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ СНАБЖЕНЧЕСКО-СБЫТОВОЙ КООПЕРАЦИИ ЛИЧНЫХ ПОДСОБНЫХ ХОЗЯЙСТВ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН НА 2012-2014 ГОДЫ

Утверждена

приказом Министерства

сельского хозяйства

Республики Башкортостан

от «13» декабря 2011 года №327

  

 

Отраслевая целевая программа

 

РАЗВИТИЕ сельскохозяйственной снабженческо-сбытовой кооперации личных подсобных хозяйств РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН НА 2012-2014 годы

  

Паспорт Программы

Наименование Программы

Отраслевая целевая программа

«Развитие сельскохозяйственной снабженческо-сбытовой кооперации личных подсобных хозяйств Республики Башкортостан на 2012-2014 годы» (далее – Программа)

Основание для разработки Программы

Федеральный закон от 29.12.2006 № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства»;

федеральный закон от 07.07.2003 № 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве»;

федеральный закон от 08.12.1995 г. № 193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации»

постановление Правительства Российской Федерации от 14.07.2007 № 446 «О государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2013 годы»;

постановление Правительства Российской федерации от 17.12.2010 г. №1042 «Об утверждении правил распределения и предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской федерации на поддержку экономически значимых региональных программ развития сельскохозяйственных субъектов в РФ»;

постановление Правительства Республики Башкортостан от 30 ноября 2007 года №348

«О республиканской программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2013 годы»

Государственный заказчик Программы

Министерство сельского хозяйства

Республики Башкортостан

Разработчик Программы

Министерство сельского хозяйства

Республики Башкортостан

Цель Программы

Увеличение объемов производства и реализации продукции членов сельскохозяйственных потребительских снабженческо-сбытовых кооперативов Республики Башкортостан

Задачи Программы

Создание личным подсобным хозяйствам – членам сельскохозяйственного потребительского снабженческо-сбытового кооператива, экономических условий для:

 увеличения поголовья сельскохозяйственных животных и улучшения его породного состава;

 обеспечение средствами механизации, включая технику по приготовлению кормов, охладители молока, доильные мобильные установки;

 эффективной реализации произведенной сельскохозяйственной продукции;

обеспечение организационно-экономических условий для создания, расширения и модернизации производственной базы сельскохозяйственных потребительских снабженческо-сбытовых кооперативов

Важнейшие целевые индикаторы и показатели реализации Программы

Увеличение количества сельскохозяйственных потребительских снабженческо-сбытовых кооперативов;

увеличение поголовья сельскохозяйственных животных;

обеспечение средствами производства;

увеличение объёмов производства сельскохозяйственной продукции и повышение её товарности Республики Башкортостан;

снижение уровня безработицы в сельских районах за счёт дополнительного обеспечения самозанятости сельского населения и рабочих мест в кооперативах;

повышение уровня жизни сельского населения Республики Башкортостан

Срок реализации Программы

2012-2014 годы

Объем и источники финансирования Программы

Общий объем финансовых средств, необходимый для реализации программных мероприятий, составляет 2811,774 млн. рублей, в том числе:

в 2012 году – 882,824 млн. рублей;

в 2013 году – 937,824 млн. рублей;

в 2014 году – 991,126 млн. рублей.

 

Из указанного объема из федерального бюджета на субсидирование части затрат по уплате процентов по кредитам выделяется

285,00 млн.рублей, в том числе:

в 2012 году – 95,00 млн. рублей;

в 2013 году – 95,00 млн. рублей;

в 2014 году – 95,00 млн. рублей.

 

За счет средств бюджета Республики Башкортостан выделяется 1691,293 млн. рублей, в том числе:

в 2012 году – 524,364 млн. рублей;

в 2013 году – 564,364 млн. рублей;

в 2014 году – 602,565 млн. рублей, из них:

 

на реализацию Программы – 1676,293 млн. рублей:

в 2012 году – 519,364 млн. рублей;

в 2013 году – 559,364 млн. рублей;

в 2014 году – 597,166 млн. рублей;

 

на субсидирование части затрат по уплате процентов по кредитам – 15,00 млн. рублей:

в 2012 году – 5,00 млн. рублей;

в 2013 году – 5,00 млн. рублей;

в 2014 году – 5,00 млн. рублей.

 

 

 

За счет собственных и заемных средств участников Программы будет выделено

835,880 млн. рублей, в том числе:

в 2012 году – 263,460 млн. рублей;

в 2013 году – 278,460 млн. рублей;

в 2014 году – 293,960 млн. рублей.

 

Объемы финансирования Программы подлежат ежегодной корректировке с учетом возможностей бюджетов всех уровней

 

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и целевые показатели ее социально-экономической эффективности

Увеличение количества сельскохозяйственных потребительских снабженческо-сбытовых кооперативов – до 350;

увеличение поголовья коров – до 310 тыс. гол.;

увеличение поголовья лошадей – до 14,6 тыс. гол.;

увеличение поголовья овец – до 362 тыс. гол.;

увеличение поголовья коз – до 38 тыс. гол.;

увеличение объёма производства молока до 1200 тыс. тонн (10%) в год;

повышение товарности молока, производимое ЛПХ до 50 %;

прирост выручки от реализации сельскохозяйственной продукции личных подсобных хозяйств – членов сельскохозяйственного потребительского снабженческо-сбытового кооператива до 1350 млн. руб. в год


Характеристика проблемы, на решения которой направлена Программа

Практика реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК» и государственной программы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы» показала, что малый бизнес особенно остро нуждается в создании инфраструктуры и поддержки в форме сельскохозяйственных потребительских кооперативов (далее СПоК), развитии системы кооперации по снабжению средствами производства и сбыту сельскохозяйственной продукции, которая учитывала бы потребности и специфику производства, в том числе производства в личных подсобных хозяйствах. Поэтому, создание и развитие СПоК, вовлекающих в сферу производства ЛПХ, является актуальной.

В современных условиях ЛПХ – это самая массовая, гибкая и устойчивая форма хозяйствования, что объясняется исторически cложившимся укладом жизни. Это сложнейшее общественное явление, затрагивающий судьбы множества людей, развивающийся, с одной стороны, по общим экономическим законам, с другой – имеющий свою специфику, свою природу и социально-экономическую сущность.

Высокая роль ЛПХ в обеспечении продовольственной безопасности страны. Реальная действительность последних лет показывает, что ЛПХ являются достаточно стабильным сектором экономики, способным к бистрой отдаче. При определенной поддержке оно может даже в условиях кризиса увеличивать объемы производства и быть своего рода резервной нишей – стабилизационным товарно-сырьевым кредитом для аграрной экономики и населения в целом. Кроме того, ЛПХ содействуют занятости сельского населения и росту его доходов, решению социальных вопросов, способствуют сохранению сельского образа жизни, социального контроля над территорией, решению демографических вопросов, обеспечению экономической стабильности.

Отраслевая целевая программа «Развитие сельскохозяйственной снабженческо-сбытовой кооперации личных подсобных хозяйств Республики Башкортостан на 2012-2014 годы» призвана стать инструментом для увеличения производства и реализации сельскохозяйственной продукции ЛПХ Республики Башкортостан.

Программа разработана с целью дальнейшей реализации мероприятий «Республиканской программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2013 годы» утвержденная постановлением Правительства Республики Башкортостан от 30 ноября 2007 года №348.

В сельской местности проживают 1630,2 тыс. человек, или 40 процентов численности населения Республики Башкортостан. Стратегия выживания сельчан вывела на особое место ЛПХ, и если раньше доходы от ведения ЛПХ рассматривались как вспомогательный источник производства сельскохозяйственной продукции, наполняющий потребительскую продовольственную корзину сельских жителей, то сейчас для многих они являются основным и порой единственным источником денежных поступлений.

По состоянию на 1 января 2011 года в Республике Башкортостан насчитывается 582,5 тыс. ЛПХ. В этих хозяйствах содержится 723,1 тыс. голов крупного рогатого скота (56,4 % от общего поголовья), в т.ч. коров 288,1 тыс. голов (57,1 %).

 

Показатели по животноводству Республики Башкортостан за 2009, 2010 годы и 10 месяцев 2011 года

Вид продукции

2009 г.

2010 г.

2010 г. в % к 2009 г.

10 месяцев

%

2010 г.

2011 г.

Поголовье КРС всего, тыс. гол.

1753,6

1299,3

74,1

1404,1

1282,1

91,3

сельхозпредприятия

585,0

532,4

91,0

528,7

476,9

90,2

КФХ

84,6

72,0

85,1

84,5

82,1

97,2

ЛПХ

1084,0

694,9

64,1

790,9

723,1

91,4

Поголовье коров, всего тыс. голов

670,3

515,3

76,9

547,8

504,6

92,1

сельхозпредприятия

204,8

196,4

95,9

198,6

186,8

94,1

КФХ

28,8

27,0

93,7

28,9

29,7

102,8

ЛПХ

436,7

291,9

66,8

320,3

288,1

89,9

Молоко, всего, тыс. тонн

2461,8

2078,1

84,4

1874,6

1504,1

80,2

сельхозпредприятия

653,0

614,9

94,2

537,5

452,5

84,2

КФХ

107,9

85,0

78,8

75,2

67,3

89,5

ЛПХ

1700,9

1378,2

81,0

1261,9

984,3

78,0

Молоко ЛПХ сданное на переработку

71,5

55,6

77,7

51,9

44,5

85,7

 

Наблюдается тенденция к дальнейшему снижению поголовья скота в Республики Башкортостан. За 10 месяцев 2011 года поголовье крупного рогатого скота в ЛПХ сократилось на 67,8 тыс. голов (91,4 процента к аналогичному периоду прошлого года), коров – на 32,2 тыс. голов (89,9 процента к аналогичному периоду прошлого года). Соответственно уменьшилось и производство молока.

Развитие ЛПХ сдерживается рядом факторов, основными из которых являются:

высокая трудоемкость производства и физическая тяжесть труда;

недостаточное обеспечение ЛПХ средствами малой механизации;

отсутствие высокопродуктивных пород скота, недостаток кормов, удобрений и других материально-технических ресурсов;

не совершенны интеграционные связи ЛПХ с сельскохозяйственными и другими предприятиями АПК по предоставлению населению участков под кормовые культуры и выпасы;

не достаточно развита социальная инфраструктура для сельского населения медицинского, бытового, транспортного и других видов обслуживания;

трудности при реализации сельскохозяйственной продукции вследствие необработанности системы сбыта. ЛПХ вынуждены реализовывать продукцию самостоятельно или продавать частным заготовителям и организациям на невыгодных условиях;

ограниченный доступ к кредитным ресурсам вследствие отсутствия залогового обеспечения;

отсутствие механизма регулярного взаимодействия между органами власти, с одной стороны, и ЛПХ, с другой.

Вышеназванные проблемы непосредственно влияют на тенденцию сокращения объемов производства сельскохозяйственной продукции в ЛПХ, его решение невозможно без участия государства. Объективная необходимость участия государства в развитии ЛПХ также обусловлена:

высоким уровнем оттока сельского населения и, прежде всего, молодежи в город;

предельно низким уровнем естественного прироста населения;

приближением среднего возраста сельского населения к пенсионному возрасту;

отсутствием мотивации для работы в сельском хозяйстве.

В Республике Башкортостан работают 76 СПоК, через них реализуется лишь 0,002% валового производства личных подсобных хозяйств. В качестве основных причин такого положения можно отметить:

1) несоблюдение принципа добровольности создания кооперативов. Имеет место создание кооперативов с неэффективным использованием административного ресурса и, соответственно, члены кооператива заведомо не заинтересованы в том, чтобы участвовать в его деятельности;

2) недостаток собственных финансовых ресурсов, ограниченность доступа к банковскому капиталу ввиду недостатка залоговой базы, отсутствие действенной государственной помощи;

3) отсутствие на селе квалифицированных кадров и системы подготовки и переподготовки специалистов для кооперативов.

Потенциальными возможностями и конкурентными преимуществами развития кооперации в Республике Башкортостан являются:

1) наличие широкой собственной социально-экономической базы, то есть постоянных потребителей и производителей;

2) организационное единство системы и общность экономических интересов хозяйствующих субъектов, диверсифицированный характер деятельности сельскохозяйственных потребительских кооперативов, позволяющие снизить предпринимательский риск;

3) высокая гибкость реагирования на рыночные изменения и адаптивность за счет наличия в составе кооперативов малых и средних субъектов агробизнеса;

4) дифференциация специализации кооперативов в соответствии с особенностями сельского расселения и географическими условиями Республики Башкортостан;

5) интеграция технологической цепочки внутри потребительской кооперации, что позволяет повысить управляемость технологическим циклом, сократить его длительность и защитить интересы сельских жителей;

6) выполнение коммуникационной роли в сельской местности (кооперативные предприятия играют на селе роль общественно-социального центра).

С экономической точки зрения, объединение ЛПХ в СПоК, позволит увеличить доход сельских жителей, развивать малые формы хозяйствования, предоставляя технико-технологические и сбытовые услуги, формировать многофункциональную конкурентную среду агропродовольственного рынка. Создание СПоК – позволит осуществлять свою деятельность в условиях реализации государственных программ по поддержке кооперации и устойчивого развития сельских территорий.

С социальной точки зрения, СПоК – организация, заинтересованная в развитии социальной сферы сельской территории, закреплении населения в сельской местности, обеспечивающая развитие навыков грамотного ведения личного подсобного хозяйства и профессиональную ориентацию молодежи, снижение безработицы на селе, сохранение сельской самобытности.

Вышеизложенные проблемы и факторы определили приоритетность развития сельскохозяйственной снабженческо-сбытовой кооперации личных подсобных хозяйств Республики Башкортостан на 2012-2014 годы.

 

Цель и задача Программы

Целью Программы является увеличение объемов производства и реализации продукции членов сельскохозяйственных потребительских снабженческо-сбытовых кооперативов Республики Башкортостан.

Для достижения цели необходимо решение следующих задач:

создание личным подсобным хозяйствам – членам сельскохозяйственного потребительского снабженческо-сбытового кооператива, экономических условий для:

- увеличения поголовья сельскохозяйственных животных и улучшения его породного состава;

- обеспечение средствами механизации, включая технику по приготовлению кормов, охладители молока, доильные мобильные установки;

- эффективной реализации произведенной сельскохозяйственной продукции;

обеспечение организационно-экономических условий для создания, расширения и модернизации производственной базы сельскохозяйственных потребительских снабженческо-сбытовых кооперативов.

 

Ожидаемые результаты и целевые индикаторы Программы

Реализация Программы предусматривает более полное и сбалансированное использование имеющихся в Республике Башкортостан материально-технических, финансовых и трудовых ресурсов, реализация функций муниципальных районов.

Основные целевые индикаторы и показатели Программы

п/п

Показатель

Годы

2012

2013

2014

1.

Количество СПоК, ед.

90

110

150

2.

Увеличение поголовья скота в ЛПХ, тыс.голов:

 коров

295

300

310

3.

4.

 лошадей

13,6

14,1

14,6

5.

 овец

356

359

362

6.

 коз

36

37

38

7.

Увеличение производства молока в ЛПХ, тыс. тонн

1120

1170

1270

Ожидаемые конечные результаты реализации программы и показатели социально-экономической эффективности:

увеличение количества сельскохозяйственных потребительских снабженческо-сбытовых кооперативов – до 350;

увеличение поголовья коров – до 310 тыс. гол.;

увеличение поголовья лошадей – до 14,6 тыс. гол.;

увеличение поголовья овец – до 362 тыс. гол.;

увеличение поголовья коз – до 38 тыс. гол.;

увеличение объёма производства молока до 1200 тыс. тонн (10%) в год;

повышение товарности молока, производимое ЛПХ до 50 %;

прирост выручки от реализации сельскохозяйственной продукции личных подсобных хозяйств – членов сельскохозяйственного потребительского снабженческо-сбытового кооператива до 1350 млн. руб. в год

распространение передового опыта организации сельскохозяйственных снабженческо-сбытовых кооперативов;

внедрение высокопроизводительной техники и инноваций в производство продукции ЛПХ;

повышение мультипликативного эффекта на смежные отрасли и подотрасли АПК (производство кормов, переработка молока и другой продукции животноводства, обслуживание и ремонт сельскохозяйственной техники);

получение социального эффекта в виде поддержки семейного бизнеса и сохранения традиционного жизненного уклада в сельской местности.

 

Перечень и описание программных мероприятий

Программные мероприятия, предусматривают государственную поддержку участников Программы

Участниками программы являются СПоК организованные в соответствии с федеральным законом от 08.12.2005 года №193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации» и ЛПХ – члены СПоК, зарегистрированные на территории Республики Башкортостан.

Финансовые средства, предусмотренные на государственную поддержку, перечисляются на счёт СПоК и направляются:

на улучшение породного состава и увеличение поголовья сельскохозяйственных животных содержащихся в ЛПХ;

на обеспечение ЛПХ средствами механизации.

 

Улучшения породного состава и увеличение поголовья сельскохозяйственных животных

Цель мероприятия – повышение генетического потенциала сельскохозяйственных животных, увеличение продуктивности и объемов производства сельскохозяйственной продукции в ЛПХ.

Реализация данного мероприятия осуществляется в следующем порядке. ЛПХ приобретают племенных телок (нетелей, кобыл, овцематок, козематок) и обеспечивают маточное поголовье скота семенем быков-производителей через пункты искусственного осеменения при ветеринарном участке. При этом используется семя быков молочных и мясных пород, что дает возможность получить теленка молочного или мясного направления.

Государственная поддержка ЛПХ предполагает удешевление на 50% стоимости приобретаемых ими племенных телок (нетелей, кобыл, овцематок, козематок) и производителей всех видов сельскохозяйственных животных. Планируется ежегодно вводить: 3000 голов племенных телок (нетелей), 500 голов племенных кобыл, 3000 голов племенных овцематок и 1000 голов племенных козематок.

 

Расчет средств на приобретение племенных телок

Годы

Покупка племенных телок (нетелей), голов

Стоимость 1 гол. Из расчета 160 руб. за 1 кг. живого веса (х450 кг), руб.

Общая сумма на покупку маточного поголовья, млн.руб.

Государственная поддержка 50% от суммы. млн. руб.

2012

3 000

72 000

216

108

2013

3 000

72 000

216

108

2014

3 000

72 000

216

108

итого

9 000

 

648

324

Расчет средств на приобретение племенных кобыл

Годы

Покупка племенных кобыл, голов

Стоимость 1 гол. из расчета 160 руб. за 1 кг. живого веса (х350 кг), руб.

Общая сумма на покупку маточного поголовья, млн.руб.

Государственная поддержка 50% от суммы. млн. руб.

2012

500

56 000

28

14

2013

500

56 000

28

14

2014

500

56 000

28

14

итого

 1500

 

84

42

Расчет средств на приобретение племенных овцематок

Годы

Покупка племенных овцематок, голов

Стоимость 1 гол. из расчета 200 руб. за 1 кг. живого веса (х45 кг), руб.

Общая сумма на покупку маточного поголовья, млн.руб.

Государственная поддержка 50% от суммы. млн. руб.

2012

3 000

9000

27

13,5

2013

3 000

9000

27

13,5

2014

3 000

9000

27

13,5

итого

9 000

 

81

40,5

Расчет средств на приобретение племенных козематок

Годы

Покупка племенных козематок, голов

Стоимость 1 гол. Из расчета 350 руб. за 1 кг. живого веса (х40 кг), руб.

Общая сумма на покупку маточного поголовья, млн.руб.

Государственная поддержка 50% от суммы. млн. руб.

2012

1000

14 000

14

7

2013

1000

14000

14

7

2014

1000

14 000

14

7

итого

3000

 

42

21

 

Кроме того, ЛПХ пользуются бесплатными ветеринарными услугами и услугами по искусственному осеменению коров в пунктах искусственного осеменения сельскохозяйственных животных. В данном случае бюджетные средства перечисляются ветеринарным участкам Управления ветеринарии Республики Башкортостан.

Охват искусственного осеменения в 2011 году составил 9,5%, в 2012 году охват искусственным осеменением планируется 15%, в 2013 году – 17%, в 2014 году – 20%.

Планируемое поголовье искусственно осемененных коров

Годы

Поголовье коров, голов

% охвата

искусственным осеменением

Поголовье искусственно осемененных коров, голов

2011

292 000

9,5

27 740

2012

295 000

15

44 250

2013

300 000

17

51 000

2014

320 000

20

64 000

Планируется организовать в каждом районе мобильные группы по искусственному осеменению коров ЛПХ, для чего требуется:

Автотранспорт (54 шт.*300 тыс. руб = 16 200 тыс. руб.)

Сосуды Дьюара (54 шт.* 16 тыс. руб.= 864 тыс. руб.)

Чемодан техника осеменатора(54*7тыс. руб.=378 тыс. руб.)

Дозы семени (400000 шт*50 руб.=20 000 тыс. руб.)

Итого требуется 37млн.442 тыс.руб.

 

Расчет средств на приобретение транспорта и оборудования для ветеринарного обслуживания

Годы

Автотранспорт

Сосуд Дьюара

Чемодан техника осеменатора

Дозы семени, тыс. доз.

2012

18

18

18

133

2013

18

18

18

133

2014

18

18

18

134

Итого

54

54

54

400

Сумма бюджетных средств предусматривается в размере 37,442 млн. рублей, из них в 2012 г. – 12,480 млн. руб., 2013 г. – 12,480 млн. руб., 2014 г. – 12,482 млн. руб.

 

Обеспечение средствами механизации

Цель мероприятия – улучшение технической оснащенности ЛПХ, удовлетворение их спроса в сельскохозяйственной технике, в том числе в средствах малой механизации, оборудовании и инвентаре для производства и переработки сельскохозяйственной продукции.

Достижение цели обеспечивается решением следующих задач:

организация поставки необходимых видов техники и оборудования для ЛПХ;

обеспечение ЛПХ средствами механизации, включая малогабари


РАЗВИТИЕ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ СНАБЖЕНЧЕСКО-СБЫТОВОЙ КООПЕРАЦИИ ЛИЧНЫХ ПОДСОБНЫХ ХОЗЯЙСТВ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН НА 2012-2014 ГОДЫ » Селяночка - портал для фермеров, сельское хозяйство, животноводство, птицеводство, пчеловодство, земледелие, рыбоводство, грибоводство, форум фермеров